Новости СПК

Национальная Медицинская Палата подготовила отзыв на проект федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

2024-12-11 17:26
Сегодня Союз медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата» направил
ответ на письмо Минздрава России о проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» (в части процедуры аккредитации специалистов на право осуществления
медицинской и фармацевтической деятельности и процедуры аттестации для получения
квалификационной категории).

Рассмотрев проект федерального закона, в части касающейся, полагаем, что проект
федерального закона создает избыточное правовое регулирование и не отвечает задачам,
установленным Стратегией развития национальной системы квалификаций Российской
Федерации на период до 2030, одобренной Национальным советом при Президенте
Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 12.03.2021 г.
№ 51) в части интеграции институтов, направленных на получение и признание
квалификаций, в единую национальную систему квалификаций Российской Федерации.
Из текста проекта федерального закона следует, что предлагается проводить
аккредитацию специалиста на соответствие лица, получившего медицинское,
фармацевтическое или иное образование, не только требованиям к осуществлению
медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо
фармацевтической деятельности, но и по должности. Однако, согласно Перечню
поручений по вопросам совершенствования кадрового обеспечения системы
здравоохранения, утв. Президентом РФ 25 августа 2023 г. № Пр-1675, Правительству РФ
поручалось проработать вопросы и при необходимости обеспечить внесение в
законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих признание
медицинских и фармацевтических работников прошедшими аккредитацию специалиста
на основании успешного прохождения ими аттестации для получения квалификационной
категории по аналогичной специальности, а не должности.

Полагаем, что необходимость внесения данного проекта федерального закона
продиктована тем, что медицинские работники, имеющие немедицинское образование, не
могут проходить аккредитацию на соответствие требованиям по медицинской
специальности, т.к. для них таковой медицинской специальности действующим
законодательством не предусмотрено.

Таким образом, авторы проекта федерального закона намерены распространить действие
механизма аккредитации специалиста на работников без медицинского образования,
таких как биологи, зоологи, химики-эксперты, эксперты-физики по контролю за
источниками ионизирующих и неионизирующих излучения и другие.

Следовательно, таким специалистам без медицинского образования для работы в сфере
здравоохранения необходимо будет проходить процедуру аккредитации специалиста, а
для работы на тех же должностях в других отраслях экономики – иные процедуры
признания квалификации, такие как независимая оценка квалификации, что создает
избыточное административное регулирование и обязывает работника проходить
различные процедуры оценивания его квалификации в зависимости от места работы.
Вместе с тем, Стратегией развития национальной системы квалификаций Российской
Федерации на период до 2030, одобренной Национальным советом при Президенте
Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 12.03.2021 г.
№ 51) установлена задача по интеграции квалификаций, институтов их оценки и признания в национальную систему квалификаций Российской Федерации, а также
обеспечение взаимосвязанности и преемственности квалификаций.

Учитывая изложенное, с целью снижения административного давления на работников,
устранения избыточного правового регулирования, считаем необходимым внедрять в
сфере здравоохранения системы оценки квалификаций, а не системы оценки
соответствия медицинским специальностям и/или должностям, для чего Трудовым
кодексом РФ и Федеральным законом от 03 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой
оценке квалификации» уже предусмотрена процедура независимой оценки квалификации,
которая успешно применяется в других отраслях экономики. Результаты независимой
оценки квалификации, как основанные на наиболее полной оценке знаний, умений и
навыков работника, могут учитываться при аттестации медицинских работников для
получения квалификационной категории и допуске к профессиональной деятельности.

Таким образом, предлагаем для целей нормативно-правового регулирования использовать
национальный каталог и реестр квалификаций, являющиеся системообразующими
элементами национальной системы квалификаций Российской Федерации, а для оценки
уровня квалификации работников системы здравоохранения – использовать инструменты
национальной системы квалификаций Российской Федерации, в частности
процедуру независимой оценки квалификации.

Подписывайтесь на канал СПК в здравоохранении